+7 (495) 437 79 49,   +7 (495) 430 24 11

Юридическая консультация

Редакция продолжает публиковать юридические экспертные заключения по наиболее интересным вопросам правоприменительной практики. В данной авторской юридической консультации проанализированы правовые способы укрепления роли профсоюзного коллектива в решении социальных и трудовых вопросов на предприятии, в организации. Даны экспертные рекомендации по расширению зоны влияния профсоюза в решении вопросов локального нормотворчества. В данном случае на разрешение эксперту поставлен следующий вопрос: может ли мнение совета (собрания) трудового коллектива или иного представительного органа работников заменить мнение профсоюза при принятии локальных нормативных актов?

 

Эксперт по правовым вопросам:

Бутаева Елена Михайловна – юрист, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

 Социальное партнерство – важная часть системы взаимоотношений между работниками и работодателями. Представителями работников могут быть профессиональные союзы, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовым кодексом РФ. Наравне с профсоюзом ТК РФ упоминает и иных представителей работников, которые могут выступать партнерами работодателя по коллективным переговорам или партнерами по решению других вопросов, требующих консультаций и согласования.

Статья 27 ТК РФ формами социального партнерства называет:

– взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных социально-экономических отношений;

– заключение коллективного договора, контроль за его исполнением;

– участие работников, их представителей в управлении организацией (в том числе при принятии локальных нормативных актов);

– представительство при разрешении трудовых споров.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ (статья 29).

При этом ТК РФ оперирует двумя понятиями и характеризует двух субъектов, которые могут выступать как социальные партнеры во взаимоотношениях с работодателем. Кодекс в процедурных вопросах использует в ряде случаев понятие «выборный орган первичной профсоюзной организации», а в ряде случаев - «представительный орган работников». К примеру, в статье 29 Трудового кодекса прописано, что представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Или же в статье 37 Трудового кодекса РФ, которая описывает порядок ведения коллективных переговоров, указано, что «Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.

В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями». Напротив, в статье 373 ТК РФ говорится о порядке учета мотивированного мнения именно выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Или же в статье 99 Кодекса прописано о том, что привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Если правовой статус первичной профсоюзной организации урегулирован нормами Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», то характеристики представительного органа работников как организационной структуры с правовым статусом в законодательстве нет. На практике – это добровольное объединение работников конкретного работодателя. Такое объединение может, например, именоваться советом (союзом) трудового коллектива. Это объединение может быть образовано в случае необходимости согласования с работодателем ряда вопросов, касающихся социально-трудовых отношений. Но это добровольное объединение может преследовать и иные цели, которые сложно определить, так как именно правовой статус таких объединений не получил отражения в законодательстве (справедливости ради следует сказать, что и не может «получить» в силу конституционного принципа о добровольности объединений).

Одним из важных направлений профсоюзного контроля является контроль за принимаемыми работодателем локальными нормативными актами. На практике возникает вопрос: может ли мнение совета (собрания) трудового коллектива или иного представительного органа работников заменить мнение профсоюза при принятии локальных нормативных актов?В ряде случаев, действительно может, если первичная профсоюзная организация объединяет менее 50% работников.

Обоснование такого положения дел кроется в статье 372 ТК РФ, которая устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации:«Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора». Следовательно, единственным выходом из ситуации, когда в любом случае у работодателя возникнет обязанность представлять в первичную профсоюзную организацию проекты локальных нормативных актов с обоснованием, будет соответствующая норма в коллективном договоре. Так, совершенно на законных основаниях в текст коллективного договора можно включить обязанность работодателя согласовывать с профсоюзом проекты локальных нормативных актов,определяющие:

порядок проведения аттестации работников (в действующей редакции ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается с учетом мнения представительного органа работников – ст. 81);

системы оплаты труда (в действующей редакции ТК РФ такие акты принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников – ч. 4 ст. 135);

перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (в действующей редакции ТК РФ такой перечень устанавливается с учетом мнения представительного органа работников – ч. 1 ст. 101);

введение, замену и пересмотр норм труда (в действующей редакции ТК РФ такие акты принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников – ст. 162).

В этих случаях кодекс не говорит об учете мнения именно первичной профсоюзной организации, а говорит о представительном органе работников.

Экспертное заключение:будучи включенными в текст коллективного договора подобные положения будут обязывать работодателя учитывать мнение именно первичной профсоюзной организации.

Более того, в коллективный договор в целях упрочения позиций профсоюза целесообразно включить все случаи согласования проектов локальных актов, поименованные в кодексе. В данном случае редакция соответствующего раздела коллективного договора будет выглядеть следующим образом:

Работодатель рассматривает по согласованию с профкомом следующие проекты локальных нормативных актов:

– расторжение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, являющимися членами профсоюза;

– привлечение к сверхурочным работам;

– разделение рабочего времени на части;

– привлечение к работе в выходные, нерабочие праздничные дни;

– очередность предоставления отпусков;

– утверждение Положения по оплате труда;

– применение систем нормирования труда;

– массовые увольнения;

– установление перечня должностей с ненормированным рабочим днем;

– утверждение Правил внутреннего трудового распорядка;

– создание комиссий по охране труда;

– составление графиков сменности;

– установление размеров повышенной заработной платы за вредные и иные особые условия труда;

– размеры повышения заработной платы в ночное время;

– снятие дисциплинарного взыскания до истечения 1 года со дня его применения;

– определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

– установление сроков выплаты заработной платы работников.

По согласованию с выборным профсоюзным органом работодатели производят:

– утверждение режима работы организации;

– распределение премиальных выплат;

– утверждение должностных обязанностей работников;

– утверждение графиков отпусков;

– принятие Положений о дополнительных отпусках;

– изменение условий труда.

В этих случаях, даже если коллектив профсоюза насчитывает менее 50-ти процентов от общей численности работников, работодатель обязан будет проект локального нормативного акта перед его принятием направлять в профсоюз. Подобные формулировки, на взгляд эксперта, целесообразно отражать и в Отраслевых соглашениях.

Редакция продолжает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики. В данной консультации дан ответ на вопрос, касающийся вывоза твердых коммунальных отходов и образовавшихся долгов.

 

 

Консультанты:

Перепелкина Наталья Владимировна (доцент кафедры гражданского права и процесса Поволжского института управления им. П.А. Столыпина – филиал РАНХиГС при Президенте РФ (г. Саратов), кандидат юридических наук, куратор Центра правовой помощи населению) и стажеры Центра.

 

 

Вопрос гражданина

Есть дом в области, оформлен на жену, но там не живем и даже не появляемся 12 лет. Свет и газ отключены за ненадобностью.

Жене стали приходит СМС от некоей кампании «Р.О.С.ДолгЪ» с требованием оплатить долг по вывозу мусора. Никаких договоров на вывоз мусора мы, естественно, не заключали. Законно ли подобное требование?

1) Обязанность оплачивать коммунальные услуги.

Согласно пункту 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно пункту 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ (а также пп. а п. 3 Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 ст. 169 ЖК РФ.

Таким образом, даже если в доме никто не проживает, закон закрепляет за собственником обязанность оплачивать коммунальные услуги, в том числе и услугу за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) (входят в структуру коммунальных услуг согласно пункту 4 ст. 154 ЖК РФ).

2) Региональный оператор.

Пункт 5 ст. 30 ЖК РФ устанавливает, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО понимается транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО. В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления», статья 30 ЖК РФ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг с региональным оператором. С момента утверждения Единого тарифа на услуги, обязанность Потребителя по оплате коммунальной услуги наступает независимо от наличия заключенного договора.

Согласно п. 8.17 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. 641», в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3) По сообщениям от «Р.О.С.ДолгЪ» можно предположить, что «Ситиматик» (ррегиональный оператор) привлек третье лицо для совершения юридических и фактических действий по взысканию задолженности за оказанные коммунальные услуги (Письмо Минстроя России от 14 октября 2020 г. № 41140-ОЛ/04 «О разъяснении положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»)

«Р.О.С.ДолгЪ» – зарегистрированное в ЕГРЮЛ юридическое лицо. «Р.О.С. ДолгЪ» включен в реестр ФССП как юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

4) Долг собственника перед региональным оператором «Ситиматик»

Для расчета используются формулы в «приложении 2» «II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире» в Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (в ред. от 31.07.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)

Согласно, пункту 148(36) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (в ред. от 31.07.2021) при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно пункту 148(31) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 54 (в ред. от 31.07.2021) в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулой 9(8) приложения 2 к настоящим Правилам.

Вопросы:

Производилась ли хоть раз за 12 лет оплата за обращение с ТКО?

Данный вопрос будет важен, если «Ситиматик» обратится в суд с иском о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с ТКО. В этом случае есть перспектива использовать срок исковой давности.

Редакция продолжает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики. В данной консультации проанализированы документы, которыми руководствуются органы исполнительной власти на территории Калининградской области, вводя в регионе режим обязательной вакцинации против COVID-19.

 

Эксперт по правовым вопросам:

Бутаева Елена Михайловна – юрист, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, куратор Юридической клиники БФУ им. Иммануила Канта

 

 

Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям»на территории областиотдельные категории (группы) граждан, подлежат обязательной вакцинации против инфекции COVID-19:

1) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, работники органов власти Калининградской области и подведомственных им организаций;

2) граждане, работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере:

- торговли и общественного питания;

- предоставления услуг по временному проживанию (гостиницы, хостелы, гостевые дома, пансионаты, кемпинги и т.д.);

- образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;

- транспорта общего пользования, такси;

- бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг;

- салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;

- клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи;

- МФЦ;

- культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, экскурсий);

- досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов), театров, кинотеатров, концертных залов.

Данным постановлением установлены сроки и численность работников, подлежащих вакцинации: в срок до 20.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20.08.2021 - вторым компонентом вакцины - не менее 60% от общей численности работников, сотрудников. Ответственные за выполнение постановления – руководители организаций, которые несут персональную ответственность не только за организацию безопасной и бесперебойной работы, но и за выполнение специальных административно-правовых норм, касающихся санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За их невыполнение предусмотрена административная ответственность.

 

Согласно статье 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»в полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей входит:

1) При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

- госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

- проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

- временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

- проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

- введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

2) За нарушение санитарного законодательства они вправе выносить мотивированные постановления о:

- наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов;

- направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

 

Высший исполнительный орган страны – Правительство РФ – утвердило Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825). К сферам деятельности и отдельным видам работ, где требуется проведение вакцинации, относятся:

1) Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;

2) Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;

3) Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;

4) Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;

5) Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов;

6) Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;

7) Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных;

8) Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей;

9) Работы с больными инфекционными заболеваниями;

10) Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний;

11) Работы с кровью и биологическими жидкостями человека;

12) Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В ряде случаев работы, указанные в данном перечне, могут носить вредный характер. Тогда работнику положена компенсация за вредный характер работы по трудовому законодательству. В любом случае, работники, трудящиеся в организациях, относящихся к перечисленным в перечне сферам деятельности, подлежат вакцинации профилактическими прививками.

В развитие вышеперечисленных норм санитарного законодательства принят Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. № 125н).

К приоритету 1-го уровня относятся:

лица в возрасте 60 лет и старше;

взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;

лица, проживающие в организациях социального обслуживания;

лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;

граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более.

К приоритету 2-го уровня относятся:

взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;

лица, работающие вахтовым методом;

 волонтеры;

военнослужащие;

работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету 3-го уровня относятся:

– государственные гражданские и муниципальные служащие;

– обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;

– лица, подлежащие призыву на военную службу.

 

Соответственно, правовым основанием вакцинации от тех или иных заболеваний будут наименования болезней, указанных в данном календаре. Приложение № 2 к поименованному приказу Минздрава России (календарь прививок) содержит указание на обязательность прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, для отдельных категорий граждан.

Вакцинация в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям проводится в случае ухудшения обстановки на основе аналитики заболевших. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают: главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи регионов.

Согласно статье 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» правовые последствия факта отсутствия профилактических прививок следующие:

– запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

– временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

– появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

– не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование;

– при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

– в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья;

– по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Вывод: отстранение от работы будет правомерным, если работник не прошел вакцинацию. При следующем периодическом медицинском осмотре (ежегодный медосмотр) работник просто не будет соответствовать требованиям для работы на должности из-за отсутствия прививки (в случае, если сохранится действие Постановления о проведении профилактических прививок). Несоответствие занимаемой должности повлечет предложение по переводу на другую работу или увольнение.

Редакция продолжает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики.

В данной консультации поименованы документы, которые необходимо запросить у продавца земельного участка и органов власти перед составлением договора купли-продажи и подачей его на государственную регистрацию. В дальнейших консультациях читатели найдут ответы на вопросы о том, как верно составить договор купли-продажи земельного участка, на какие моменты обратить внимание при налогообложении права собственности и другие юридические моменты, сопутствующие владению и пользованию земельным участком.

Консультант: Бутаева Елена Михайловна – юрист, кандидат юридических наук, куратор Юридической клиники Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

 

Купля-продажа недвижимости, в том числе земельного участка, как сделка – ответственный шаг для покупателя и для продавца. В ряде случаев последствия сделки касаются не только их самих, но и членов их семей и даже кредиторов. Обезопасить сделку купли-продажи земельного участка от долгов или же судебных разбирательств поможет тщательная подготовка и анализ документов на стадии предпродажной подготовки, а также грамотный и безопасный с точки зрения рисков договор между покупателем и продавцом земельного участка.

Отчасти риски сделки минимизирует орган государственной регистрации – Росреестр РФ. В случаях, обозначенных в федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 26), регистрация прав будет приостановлена. В этом шаге – безопасность и гарантии для покупателя. Приостановка сделки покажет, что для признания сделки Росреестром, а значит - для перехода права к другому владельцу - существуют какие-то препятствия, преодоление которых закон признает важными и которые не позволяют зарегистрировать нового владельца (покупателя) участка. В числе таких препятствий следующие:

1) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (лицо, представившееся продавцом, не имеет прав на земельный участок или не может продать его свободно);

2) с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (лицо, представившееся продавцом, не имеет право на продажу участка);

3) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Встречаются случаи, когда участок: может быть продан или заложен по договору другим лицам; может иметь место судебный спор о том, кто является владельцем участка; собственников участка может быть множество, а в вашем договоре купли-продажи имеется со стороны продавца только одно лицо. Полный перечень оснований приостановления сделки изложен в указанной 26 статье закона, который легко можно найти на сайте справочной поисковой правовой системы СПС «Гарант».

В осуществлении государственной регистрации прав Росреестр отказывает полностью, в случаях, если в течение срока приостановки сделки не устранены причины, препятствующие ее регистрации (полный перечень оснований для приостановления - в статье 26 закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Чтобы сделать сделку купли-продажи и продавцу, и покупателю безопасной необходимо до подачи документов в Росреестр собрать и проанализировать следующий пакет документов:

градостроительный план земельного участка. Его необходимо взять продавцу участка в органе местного самоуправления (отдел архитектуры и градостроительства). Он выдается только собственнику участка и выдается бесплатно. Период подготовки – 14 рабочих дней. Выдается на руки - в бумажной версии, но может быть выдан - и в электронной версии, о чем правообладатель участка должен указать в заявлении о выдачи градостроительного плана. Градостроительный план укажет на разрешенный вид использования земельного участка – личное подсобное хозяйство или индивидуальное жилищное строительство. Земля может быть предназначена и для других нужд (крестьянское фермерское хозяйство, например), но всегда - ее использование должно быть в соответствии с теми условиями, которые указаны в градостроительном плане земельного участка либо в свидетельстве о праве собственности на участок, либо в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (покупателю лучше сравнить все три документа на предмет: кто собственник (кто собственники), каков размер (кв.м.) земельного участка, местонахождение участка, каков вид разрешенного использования). Разрешенный вид использования земельного участка – как раз и покажет потенциальному владельцу (покупателю) какое именно целевое назначение покупаемого им участка обозначено в Правилах землепользования и застройки – документе, обозначающем правовой режим пользования землей;

свидетельство о праве собственности продавца на земельный участок. Оно содержит указание на местонахождение земельного участка, что является существенным условием договора купли-продажи земельного участка как объекта недвижимого имущества. Местонахождение определяется адресом – край (область), район (муниципальный район), поселок (город), улица, номер участка. Свидетельство о праве собственности указывает на владельца – лицо, имеющее право продать участок. Владельцев может быть несколько, тогда все они должны быть как продавцы поименованы в свидетельстве и соответственно, в договоре купли-продажи участка. Координаты участка также содержатся в свидетельстве – каждому земельному участку, который прошел межевание и кадастровый учет (что необходимо при продаже отдельно выделенного из квартала, земель - участка), присвоен кадастровый номер. Указанные из свидетельства реквизиты одновременно являются существенными условиями договора купли-продажи земельного участка;

выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.С того времени, когда Росреестр перестал выдаватьсвидетельство о праве собственности на земельный участок выписка из Реестра стала единственным документом, подтверждающим актуальность сведений о том, что продавец – реальный собственник участка.Выписка готовится Росреестром. Ее можно заказать (удобно и дешевле) через портал гос. услуг или через МФЦ.Выписку следует заказывать расширенную – вы узнаете более полный перечень сведений об участке. Выписка из Реестра покажет: реального владельца (или владельцев) земельного участка; размер и местоположение земельного участка; координаты участка; вид разрешенного использования земельного участка. Если вы планируете использовать участок под выращивание плодово-ягодных культур – вашим выбором должно стать личное подсобное хозяйство; если планируете строить индивидуальный дом для личных нужд – ваш выбор следует остановить на земельном участке, предназначенном под индивидуальное жилищное строительство. Выписка из реестра укажет на вид разрешенного использования земельного участка, что позволит определиться с предметом купли-продажи под ваши цели и намерения;

паспорт продавца и покупателя – сравните данные в вышеперечисленных документах для правильного указания их в договоре (данные продавца и покупателя). Данные паспорта продавца – ФИО – целесообразно сравнить с выпиской их Единого государственного реестра недвижимости, градостроительным планом земельного участка, запрошенного до сделки, свидетельством о праве собственности (при наличии).

Редакция начинает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики.

Консультанты: Койро Кирилл Викторович (куратор), Щеглов Кирилл Олегович, Никифоров Савелий Владленович – Юридическая Клиника Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.

 

Вопрос клиента

Клиент (супруга) обратилась в Юридическую Клинику Балтийского федерального университета со следующим вопросом. Клиент хочет расторгнуть брак, однако у Клиента есть трое несовершеннолетних детей и квартира в ипотеке. Право собственности на квартиру принадлежит детям, Клиенту и его супругу. Квартира приобреталась на средства материнского капитала и государственной субсидии по программе «Молодая семья». В единоличный собственности у Клиента есть земельный участок и гараж, а на супруга оформлена машина. Супруг намерен разделить все имущество, в том числе то, которое находится в собственности только у Клиента. В связи с чем у Клиента возникли следующие вопросы:

1. Как правильно написать заявление о расторжении брака?

2. Можно ли в заявлении указать требование об уплате алиментов?

3. Куда подавать заявление?

4. Как делится материнский капитал при разводе, если его вложили в квартиру, купленную по ипотеке?

5. Подлежит ли разделу земельный участок, выданный многодетной семье мэрией?

 

Вопрос первый

Форма и содержание искового заявления должны соответствовать ст. 131 и 132 ГПК РФ.

Исковое заявление составляется в письменной форме, в нем вы должны указать суд, в который подаёте, ваше ФИО и место жительства, ФИО и место жительства супруга, когда и где зарегистрирован брак, имеются ли общие дети, их возраст, достигнуто ли вами и супругом соглашение об их содержании и с кем они останутся, а если супруг не желает расторгнуть брак, то нужно изложить причины расторжения брака, указать требования о взыскании алиментов в размере половины заработка и иного дохода супруга согласно ст. 81 СК РФ, указать требование о разделе имущества. Нужно указать какое имущество вы хотите оставить себе и как вы с супругом будете оплачивать ипотеку. Например, указать, что ипотеку будете оплачивать вместе в равных или иных долях, или ипотеку оплачивать будет только один из вас.

К заявлению вы должны приложить документы: копию свидетельства о заключении брака, копию свидетельства о рождении детей, документы о заработке и иных источниках ваших доходов и дохода супруга, документы по имуществу, которое собираетесь делить. Такие документы должны подтверждать ваше право собственности или право собственности супруга. Также нужно приложить чек об уплате государственной пошлины и уведомление о вручении копий искового заявления и приложенных к нему документов ответчику (вашему супругу).

 

Вопрос второй

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 131 ГПК РФ вы должны указать свои требования. ГПК РФ не предусматривает минимальное и максимальное количество требований, которые можно указать в исковом заявлении.

Следовательно, ваше заявление будет включать три требования - расторжение брака, раздел совместного нажитого имущества и взыскание алиментов.

В судебной практике распространено, когда в одном исковом заявлении указывают сразу эти три требования. Так, по делу № 2–2247/2016 Московского районного суда г. Калининграда истец расторг брак, взыскала алименты, и суд произвел раздел имущества.

Но важно отметить, что суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство. Также следует иметь в виду, что сроки рассмотрения дела из-за количества требований могут увеличиться. Если вашей целью является сделать всё максимально быстро, то следует поделить требования на отдельные иски (в нашем случае на 3 иска).

 

Вопрос третий

Согласно ст. 21–23 СК РФ брак расторгается через суд, если супруги имеют несовершеннолетних детей, один из супругов не желает расторгнуть брак или уклоняется от его расторжения, поэтому заявление необходимо отправить в суд.

Если в заявлении будет указано требования о взыскании алиментов и разделе имущества и сумма этих требований больше 50 000 тысяч рублей, то согласно ст. 24 и 25 ГПК РФ исковое заявление будет рассматривать районный суд. Если сумма требований не превышает 50 000 рублей, то согласно ст. 23 ГПК РФ дело будет рассматриваться в мировом суде. Таким образом необходимо обращаться в мировой суд или районный суд по месту жительства в зависимости от суммы требований, указанных в вашем заявлении о расторжении брака.

 

Вопрос четвертый

Согласно ст. 34 СК РФ подлежат разделу между супругами денежные средства, которые не имеют целевого назначения.

Согласно ст. 2 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский капитал – это денежные средства, предоставленные по целевой федеральной программе.

Вы приобрели квартиру в ипотеку, которую сейчас выплачиваете с супругом. Если материнский капитал был полностью потрачен на приобретение этой квартиры, то материнский капитал не делится, поскольку вы распорядились средствами капитала.

Но если материнский капитал потрачен не полностью, то оставшаяся часть средств согласно ст. 2 Закона остается у лица, который обладает сертификатом на материнский капитал.

 

Вопрос пятый

При расторжении брака согласно ст. 34 и 38 СК РФ разделу подлежит общее имущество супругов. Общее имущество – имущество, которое было приобретено в период брака независимо от того, на кого именно из супругов оформлено такое имущество.

Это же указано в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Так как земельный участок вам был выдан в период брака за счет государственной субсидии «Молодая семья», то он подлежит разделу несмотря на то, что он оформлен в собственность только на вас.

Редакция продолжает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики.

Консультанты: Койро Кирилл Викторович (куратор) и Щеглов Кирилл Олегович – Юридическая Клиника Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

 

Вопрос клиента

В марте 2020 г. жене клиента врачи провели хирургическую операцию на глазе и в течение 3 месяцев вели наблюдение за состоянием жены клиента. За операцию клиент заплатил 40 000 рублей. Позже клиент узнал о возможности вернуть деньги за проведенную медицинскую операцию путем получения налогового вычета. Поскольку клиент не знал, что такое налоговый вычет и как его можно получить, он обратился в Юридическую Клинику Балтийского федерального университета, чтобы получить письменную юридическую консультацию о том, что такое налоговый вычет и о способах его получениях.

 

Введение

Налоговый вычет позволяет получить деньги, которые были уплачены в качестве налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Согласно ст. 219 НК РФ расходы на лечение относятся к социальному налоговому вычету (далее – «вычет»).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ вычет может получить физическое лицо, которое оплатило медицинские услуги себе или своим членам семьи. К членам семьи относятся супруга, дети и родители.

Для получения вычета на медицинские услуги необходимо соблюсти 3 условия:

1) Оплаченное лечение должно входить в установленные перечни медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения. Эти перечни установлены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 458 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».

2)Медицинская организация, которая провела операцию, должна иметь лицензию на оказание медицинских услуг согласно абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.

3) В медицинской организации необходимо получить справку, которая выдается по вашему требованию согласно приказу Минздрава РФ N 289 от 25.07.2001. Такая справка называется «Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 219 НК РФ налоговый вычет можно получить двумя способами: обратится к работодателю с заявлением или подать в налоговый орган декларацию.

 

Первый способ

Чтобы получить налоговый вычет через своего работодателя нужно собрать специальные документы.

К таким документам относятся: копия договора об оказании медицинских услуг, (если такой договор заключался), копия лицензии медицинской организации, оригинал справки об оплате медицинских услуг согласно приказу Минздрава № 289. Так как операцию проходила ваша жена, то также понадобится свидетельство о заключении брака, чтобы доказать, что вы и ваша жена являетесь членами семьи.

(Источник: Письма ФНС России от 22.11.2012 N ЕД-4-3/19630@, от 22.05.2017 N БС-4-11/9500@, Минфина России от 29.09.2016 N 03-04-07/56797)

Дополнительно можно собрать чеки, подтверждающие оплату услуг и акт об оказанных услуг (при наличии).

После этого нужно составить заявление о подтверждение права на социальный вычет.

Форму заявления можно взять в Письме ФНС России от 16.01.2017 N БС-4-11/500@ "О направлении рекомендуемых форм"

Заявление можно заполнить от руки или в электронном документе формата Word или PDF. Наиболее удобным для заполнения является формат PDF, взять его можно на официальном сайте ФНС здесь: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/doc/pril1_fns500_160117.pdf

Это заявление и вышеупомянутые документы нужно подать в налоговый орган по месту жительства для получения уведомления.

Заявление можно подать лично, либо электронно в личном кабинете налогоплательщика в разделе «Документы и справки - Заявление о подтверждении права на получение социального вычета» здесь:

https://lkfl2.nalog.ru/lkfl/situations/referenceMaterials/social

Налоговый орган в течение 30 календарных дней рассмотрит заявление и выдаст уведомление о праве на получение налогового вычета.

После этого нужно составить заявление о предоставлении социального налогового вычета, которое составляется в произвольной форме и вместе с полученным уведомлением отдать работодателю.

Работодатель должен предоставить вычет начиная с месяца, в котором вы обратились к нему с указанными документами.

Вычет будет предоставляться посредством начисления вам заработной платы без взимания НДФЛ в размере 13%.

 

Второй способ

Чтобы получить налоговый вычет через налоговую нужно собрать такие же документы, как в первом способе, а также дополнительно получить у своего работодателя справку о доходах.

После этого нужно заполнить налоговую декларацию формы 3-НДФЛ.

Декларацию можно заполнить от руки или с помощью бесплатной программы на сайте ФНС России.

Программа по заполнению декларации находится здесь: https://www.nalog.ru/rn77/program//5961249/

После того, как вы заполните декларацию ее необходимо подать. Сделать это можно через МФЦ, обратиться лично в налоговую по месту жительства, через госуслуги или личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган в течение трех месяцев со дня представления декларации и подтверждающих документов проверит документы и направит сообщение о принятом решении. В случае предоставления вычета вы получите всю сумму произведенных расходов сразу.

 

Примечание:

Социальный вычет на медицинские услуги имеет свои ограничения:

Так, если это медицинские услуги, то возмещению подлежат расходы в пределах 120 000 рублей за год, но если это было дорогостоящее лечение, то возмещению подлежат расходы на любую сумму без ограничений согласно ст. 216, абз. 4 пп. 3 п. 1, абз. 7 п. 2 ст. 219 НК РФ.

Кроме этого, социальный вычет можно получить в течение 3 лет после года, в котором вы произвели расходы на медицинские услуги, поскольку согласно письму Минздрава РФ от 12.02.2002 N 2510/1430-02-32 справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы выдается в течение 3 лет, идущих после года, в котором произведены расходы на лечение.

Общий срок для получения вычета через работодателя составляет 1 месяц, а в случае подачи налоговой декларации срок составит до 3 месяцев без учета получения у работодателя справки о доходах.

Вычет через работодателя можно получать, начиная с года, в котором произведены расходы, а вычет через налоговую можно получать после подачи декларации, которая согласно п. 1 ст. 229 НК РФ подается до 30 апреля следующего года, идущего за годом, в котором произведены расходы и только по окончанию расходного года. То есть за 2020 год декларацию 3-НДФЛ можно будет подать только в 2021 году.

 

 

 Редакция начинает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики.

Консультанты: Койро Кирилл Викторович, Щеглов Кирилл Олегович, Никифоров Савелий Владленович – Юридическая Клиника Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

 

Вопрос клиента был связан с пропущенным сроком на вступление в наследство и возник из-за того, что сын после смерти матери не оформил наследство на землю в г. Москве, которая принадлежала его матери с 2005 года. У матери было два сына - старший умер еще за несколько лет до смерти матери, но у него осталась дочь. Мать умерла в 2018 г., а в начале июня 2020 года умер второй - младший сын, у него остались жена и дочь. Именно младший сын купил землю, но оформил ее на мать, при этом сам осуществлял содержание земельного участка. Ни мать, ни младший сын не оставляли завещание. После смерти матери младший сын, который ухаживал за земельным участком, по неизвестным причинам не успел вступить в наследство и умер сам.

С целью разрешения сложившейся ситуации в Юридическую Клинику Балтийского федерального университета обратилась дочь младшего сына с просьбой оформить право на получение земельного участка, содержание которого осуществлял ее отец, но которая была в собственности бабушки.

В сложившейся ситуации выходом для клиента виделись два варианта оформления прав на земельный участок через наследство.

 

Первый вариант

Так как младший сын, как наследник, не принял наследство в течение 6 месяцев, то дочь может обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства и признании наследника принявшим наследство.

Согласно п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Однако судебная практика (п. 40 Постановления ВС РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании») сложилась так, что при обращении в суд с указанным заявлением нужно доказать:

а) дочь не знала и не должна была знать об открытии наследства или пропустила указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин относится: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;

б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.

 

Второй вариант

Так как именно младший сын ухаживал за участком, нес бремя расходов на содержание земельного участка, то можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону.

Согласно п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

– вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

– принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

– оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В данной ситуации, с которой обратилась для юридической помощи дочь младшего сына наиболее перспективен второй вариант, поскольку вариант восстановления срока сложен в реализации. Прошло 2 года с момента смерти младшего сына и доказать, почему не приняли наследство вовремя сложно.

В подобных делах необходимо доказать, что наследник не только не знал об открытии наследства - смерти наследодателя, но и не должен был знать об этом по объективным, независящим от него обстоятельствам. Другой уважительной причиной пропуска срока принятия наследства, влекущей возможность его восстановления судом, являются обстоятельства, связанные с личностью истца: тяжелая болезнь.

Судебная практика в Москве по заявлениям о восстановлении срока на получение наследства такова:

– судебный орган отказал сыну наследодателя в требовании о восстановлении срока по мотивам того, что незнание о смерти наследодателя, само по себе не может являться основанием для восстановления пропущенного срока. Отсутствие сведений о смерти наследодателя не относится к числу юридически значимых обстоятельств, которые позволяли бы применить институт восстановления срока для принятия наследства;

– суд отказал в восстановлении срока заявительнице, которая ссылалась на обострение болезни. Причина отказа была связана с тем, что согласно представленному медицинскому заключению, заявительнице было назначено медикаментозное лечение, а иные медицинские документы, свидетельствующие о невозможности истца реализовать свое право на вступление в наследство, суду представлены не было. Конечно, анализировались и другие судебные случаи, которые подсказали, что перспективным будет следующий вариант.

Доказать, что фактически принято наследство легче, поскольку в нашем случае именно младший сын осуществлял уход за участком, обрабатывал его. Для этого необходимо обратиться в суд с требованием установить факт принятия наследства и признать права собственности на земельный участок в качестве наследуемого имущества. При этом для фактического принятия наследства необходимо доказать следующие факты:

а) Обработку земельного участка

б) Покупку каких-либо вещей или улучшений, предназначенных для земельного участка

в) Если на земельном участке есть какая-либо недвижимость, то уплата коммунальных платежей

г) Оплата земельного налога

д) Любые иные действия, которые позволят установить, что наследник управлял, распоряжался, пользовался наследственным имуществом, поддерживал его в надлежащем состоянии, относился к этому имуществе как к собственному.

 

Примечание

Эти действия должны совершаться в период принятия наследства – в течение 6 месяцев со дня смерти матери.

Суд может признать фактическое принятие наследства, если наследник докажет хотя бы один из вышеуказанных фактов. Но чем больше таких фактов будет доказано, тем больше вероятность, что суд удовлетворит ваши требования.

Новости

Все новости

Форма обратной связи